АМФИТЕАТР САДА. Сад Ильи Олейникова
В самом начале работы мне повезло: во-первых, участок был на склоне — сложный, но интересный и перспективный, как почти каждый рельефный участок. Во-вторых, хозяином будущего сада оказался весьма незаурядный и творческий человек — Илья Олейников. Он представлял свой сад как театр, где действие разворачивается по ходу… склона. Сад призван был удивлять своей необычностью и яркостью образов. Утилитарная сторона отодвигалась на второй план, уступая место декоративному решению сада.
Необычный рельеф и выход к живописному круглому пруду делали этот участок уникальным. Правда, пруд с топкими берегами, поросшими камышом и осокой, был отделен от дома отвесным склоном, по которому невозможно было подняться. Работа над проектом потребовала поиска неординарных инженерных решений, а хозяин желал видеть свой участок полностью завершенным уже через год. Год обернулся… тремя, но не спешите обвинять меня в нерасторопности.
Процесс создания сада на склоне увлек не только меня, но и самого хозяина. Мы доводили свое ландшафтное детище до совершенства, шлифуя и оттачивая малейшие детали проекта. В результате получилось целых пять террас, и на каждой — своя ландшафтная композиция с оригинальной концепцией, архитектурой и подбором растений. В итоге, прогулявшись вверх-вниз по саду, человек получает так много свежих впечатлений, что ему кажется, будто он обошел огромный парк. Объединяет весь ландшафтный комплекс обилие замечательных скульптур во всех уголках сада — личная коллекция хозяина! Так что прогулка по саду увлекательна не только для любителей растений, но и для ценителей изобразительного искусства.
Объединяющим композиционным элементом стал и относительно недорогой натуральный материал — известняк, которого довольно много в оформлении участка: им облицованы подпорные стенки, элементы внешней ограды. Как дополнительный материал известняк применялся в оригинальных архитектурных элементах — беседке-барбекю, водном каскаде и перголе, прообразом которой послужили древнегреческие руины. Вообще, обилие светлого камня придало ландшафту некий южный колорит, с той его теплотой, которой так не хватает пейзажам Северной столицы.
Подпорные стенки сложены из белоснежного камня, в трещины которого высажены почвопокровные растения. В зависимости от перепадов высот рельефа мною были использованы подпорные стенки двух типов. Стенка первого типа, пригодная при перепаде высоты от 0,5–1,5 м, изготавливалась из природного камня методом сухой кладки: камни укладываются на подготовленное щебеночное основание друг на друга и скрепляются следующими слоями камней. Промежутки заполняются смесью следующего состава: крупнозернистый песок (можно использовать и гранитный отсев) 7 частей, гравий (гранитный щебень, фракция 5 / 20 мм) 3 части, плодородный грунт 3 части. Подпорная стена имеет уклон, конструкцией предусмотрены «карманы» для высадки неприхотливых растений. Второй тип подпорной стены применялся при перепаде высоты более 1,5 м. Такие стены строились из бетона с применением армирования, а потом применялась облицовка камнем, имитирующая сухую кладку.
Среди посадок есть как вполне традиционные, так и неординарные. Например, необычен вертикальный миксбордер, устроенный на склоне, к которому подведено капельное орошение. В миксбордере плотными массивами высажены травянистые многолетники и древесные растения: спиреи, дерен, пузыреплодник, камнеломка, седум видный, многолетние астры. Замысел дендропроекта заключался в создании крупных однородных цветовых пятен на склоне, который выглядел бы издалека как дорогой ковер.
Еще один оригинальный уголок — миниатюрный болотный садик, расположенный на самой нижней террасе. Вода, собранная на верхних террасах, сбрасывается сюда по дренам, поэтому здесь влажно даже в засушливое лето. Приподнятые деревянные мостки, по периметру огибающие все болотце, позволяют со всех сторон осмотреть композиции из злаков и прибрежных растений. Завершает композицию болотного сада семейство деревянных цапель, выполненных индонезийскими мастерами.
А вот другая терраса и иное решение, подсказанное профессией хозяина сада. Поднимаясь выше по склону, попадаем в Древнюю Элладу. Театральные маски на стенах ночью озаряются таинственным светом, здесь все направлено на воссоздание атмосферы, колорита южных стран. Иллюминация включается вечером, а дожидаться этого момента лучше всего в уютной беседке с уличным камином, где можно принимать гостей или проводить семейные вечера. Устройство освещения и декоративной подсветки стало завершающим этапом создания законченной композиции сада на склоне.
Освещение в саду тогда для меня было новым делом, приходилось экспериментировать, заниматься поиском и расстановкой светильников. Сейчас я уже могу посоветовать с точки зрения практика: освещение надо проектировать в последнюю очередь. Это решается в два этапа: во‑первых, создание общего уровня освещенности, во-вторых, расстановка световых акцентов — выделение светом конкретных элементов ландшафта.
Этот сад еще очень молод, все его лучшие качества раскроются, когда разрастутся и займут положенные объемы кустарники, когда «волны» почвопокровных растений украсят стенки, визуально разбив их монотонность, когда вырастут деревья, а лианы завьют все уготованные для них места. Сад построен, остается наблюдать, как развивается действие этого природного, но срежиссированного тобой спектакля.
Это экологический проект.
Помогите ему стать доступным каждому.
При цитировании помещайте активную ссылку
http://sadsevzap.ru